Испанские журналисты "раскопали" документ 30-летней давности с
рекомендациями табачным производителям по повышению продаж и
противодействию тем, кто предупреждает о вреде курения. "С общим
увеличением продолжительности жизни нам нужно что-то, чтобы люди
умирали" - вот лейтмотив данных рекомендаций.
Доклад, датированный 1978 годом, был составлен британским агентством
Campbell-Johnson, которое в то время разрабатывало рекламную стратегию
известной компании British American Tobacco. Он явно предназначался
только для внутреннего пользования, и стал доступен широкой публике
только сейчас.
В конце 1970-х табачная промышленность переживала критический момент,
так как уже была очевидна связь между курением и раком легких. Но если
медицинская оборона табака не представляла в то время серьезного
препятствия, оставалась еще социальная битва, говорится в статье El
País, на которую ссылается Inopressa.
"Рак, считающийся болезнью богатых и развитых стран, должен сыграть
роль войны, бедности и голода", - говорится в документе (он доступен в
оригинале на сайте издания в формате .pdf). Поэтому, по мнению его
составителей, надо воспользоваться тем, что люди считают курение чем-то
приятным, хотя это и опасная привычка.
Как отмечают докладчики, государственные системы здравоохранения и
социальной защиты фактически нарушили право отдельного человека на то,
чтобы "быть нездоровым". Вместо этого ему вменили в "обязанность"
наслаждаться отменным здоровьем, которое и выдают теперь за его право.
Пользуясь этим, медики и целый ряд других специалистов стали в своих
суждениях и рекомендациях гораздо более авторитарными, чем это
допускается медицинской этикой, возмущаются составители документа. В
качестве возможных методов борьбы с этим явлением они предлагают
упирать на рост налогов, которыми "кормятся" эти специалисты, на
различного рода антипропаганду и т.п.
Агентство также предлагает создать "кодекс поведения курильщика", чтобы
он табачным дымом не раздражал некурящих, а также выглядел в их глазах
не "невротиком и зловонным маргиналом", а "экстравертом и общительным
человеком".
Еще один метод "табачной стратегии" - создание "с благословения
табачной индустрии" ассоциаций курильщиков для отстаивания их права на
свободный выбор и защиты их от несправедливой дискриминации и
ограничения их прав наслаждаться табаком.
Как сообщалось ранее корпоративные документы, опубликованные в связи с
судебными исками о вреде курения, показали, насколько тесным было
сотрудничество между табачной индустрией и киностудиями. Табачные фирмы выплачивали крупные суммы актёрам "Золотого века" американского кинематографа за рекламу своей продукции. Одна из компаний только за один год заплатила кинозвёздам более 3 млн долларов в современном эквиваленте.
В распоряжение исследователей попали рекламные контракты тех времён, с
помощью которых стало возможно определить, какие тогда производились
выплаты. Согласно проведённому исследованию, среди звёзд, готовых
рекламировать курение с экрана, были Кларк Гэйбл, Кэри Грант, Спенсер Трэйси, Джоан Кроуфорд, Джон Уэйн, Бетт Дэвис и Бетти Грэйбл.
Тем временем недавно президент США Барак Обама подписал новый антитабачный закон, призванный значительно усложнить жизнь производителям сигарет.
Федеральное управление по контролю за продуктами и лекарствами (УКПЛ)
отныне наделено новыми полномочиями, которые позволят властям жёстче
контролировать производство и распространение табачной продукции.
|